Путеводитель по метафорам фильма Дэвида Кроненберга "Паук"

В прошедшее воскресенье посмотрела это кино в Институте психологии и психоанализа. Я очень благодарна всем организаторам и участникам этого мероприятия, т.к. получила большое интеллектуальное удовольствие. Как верно заметил кто-то из участников (хочется написать - коллег - но я пока ещё не психоаналитик) каждый посмотрел свой фильм. В этой заметке я расскажу о том, какие метафоры Кроненберга стали ключевыми для меня. 



Вначале процитирую Фрейда, поскольку большая часть фильма построена именно на этих метафорах: "Мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими, например, как палки, зонты, шесты, деревья. Затем предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т.е. всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером. Также вполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода: водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающими способностью вытягиваться в длину, например, висячими лампами, выдвигающимися карандашами и т.д. Вполне понятное представление об этом органе обусловливает точно так же то, что карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половыми символами.
Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя. Т. е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т.д. Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны".


На мой взгляд главная тема фильма - отношения с матерью и кастрация. На первых кадрах фильма мужчина сходит с поезда и долго копается в штанах, после чего достает мешок, в котором хранит самое ценное. И это становится первой подсказкой для зрителя. Он только что выписался из психиатрической лечебницы и приехал жить в общежитие для адаптировавшихся душевно-больных. По дороге к новому месту жительства он встречает большой дом с заложенными кирпичом окнами. И это вторая подсказка. Общежитием управляет женщина, которая все комнаты и шкафа запирает на ключ. Связку ключей она носит с собой. Этот дом убог и скуден, здесь живут еще несколько мужчин-пациентов, а среди персонала только женщины: хозяйка и повариха. И это третья подсказка. Иногда мужчины выходят в поле - только тогда погода становится солнечной, краски - яркими, а лица мужчин счастливыми. И это четвертая подсказка. Все эти подсказки символизируют, что власть в этом доме принадлежит женщинам. У мужчин нет доступа к женской природе,  к тому же живется лучше без женщин. Мужчины как будто и не знают о том, какой силой обладают т.к. достают из штанов всё что угодно кроме самого очевидного. Ключ - символ мужской силы - принадлежит женщинам и поэтому всё наслаждение, связанное с тем, что заперто в шкафах и комнатах - мужчинам не доступно. Об этом же предупреждает красивый дом с закрытыми окнами. Этот дом такой огромный - словно говорит главному герою: мир женщины холодный и закрытый для тебя.

История главного героя такова: он живет в полной семье. Мать его холодная, соблазняющая и посылающая двойные послания. Тем не менее как ребенок он привязан к ней и стремиться заслужить её любовь. Мать, рассказывая ему историю о паучихе, не готовой вкладываться в детей после их рождения, на самом деле рассказывает ему о себе. Она пустая, высохшая и больше ничего не может дать сыну. Её больше интересуют отношения с отцом мальчика. Мальчик идеализирует мать. И конечно, проживает Эдипов комплекс - не хочет делить мать с отцом. Он хочет занять место отца и поэтому называет себя пауком. Мальчик видит, что у отца есть гораздо больший доступ к матери, чем у него и для него это не переносимо. Ему кажется, что отец причиняет матери боль своими посягательствами. Его детская психика не готова столкнуться с сексуальностью - любое проявление её вводит его в ступор, обескураживает и он избегает встречаться с ней. Он ещё маленький и у него нет доступа инструменту, которым владеет его отец. Отец не занимается сыном, поэтому мальчик не может идентифицировать себя с сильным отцом - присвоить себе свою мужскую силу и захотеть других женщин. Таким образом его сексуальное желание к матери трансформируется в ненависть к отцу. С помощью простой символики о трубах и отце-водопроводчике, Кроненберг рассказывает об отношениях между матерью и отцом.


Однажды вечером мальчик ушёл искать мать, которая пошла за отцом в бар. В тот вечер он застал своих родителей совокупляющимися в сарае на огороде. Так как он идеализировал мать, то его психика не смогла выдержать такой поворот событий. Его идеальная мать не могла так вести себя. Вместо матери он видит в кресле шлюху, которую раньше встречал в баре. Мальчику кажется, что отец разносит матери голову лопатой. Однако это всего лишь символика происходящего с психикой мальчика. Естественно роль агрессора выполняет отец - т.к. это проекция ненависти мальчика. После "смерти" своей матери мальчик приходит лежать на земле огорода (мать-земля) - т.к. для него это единственный способ соединится с матерью. 

После того, как его мать стала шлюхой он видит как она с ним холодна. Я склонна считать, что он изначально идеализировал мать. А после случая в сарае увидел истинное отношение матери к нему, несмотря на то, что перестал видеть её истинное лицо. И это тоже очень красивая метафора Кроненберга. Отец пытается поговорить с сыном, выяснить что случилось и почему он так изменился в своём отношении к матери. Т.е. отец все-таки проявляет хоть какую-то заботу о своём сыне. 

Однако изначально он очень отстранён и не может передать сыну свой мужской опыт, что вкупе с холодной матерью и служит причиной этой трагедии. После разговора с отцом Паук начинает путаться в своих мыслях, т.к. отец говорит что убийства нет, а Паук верит что оно было. Он пытается восстановить события и связи с помощью плетения паутины из веревок. Позже он это делает и в общежитии для душевнобольных. Но ему сложно связать реальность и своё воображение. Он так живет, что не видит в них отличий. И все его попытки наладить эту связь остаются тщетными будь то веревка, или пазл, или дневник, в который он старательно записывает каракули. Он видит только то, что он видит и не может справится со своей внутренней реальностью, которая искажает внешнюю.

Постепенно мальчик пропитывается ненавистью к отцу и новой матери-шлюхе, ведь именно они погубили его идеальную мать. Он продумывает хитрый план убийства своей новой матери. Обнаружив её мертвой - Паук видит, что на самом деле убил свою реальную мать. Это осознание настолько для него шокирующее, что он он тут же теряет его. Одновременно это точка является и концом и началом истории. Паук плетёт логическую паутину, восстанавливает события, чтобы понять что он сделал. Но каждый раз когда находит ответ - теряет связь с реальностью, т.к. для него не переносимо осознание убийства матери. 



Параллельно с событиями прошлого Паук проживает события настоящего. Он потерял объект своей привязанности, но не был готов с ним расстаться, поэтому он видит лицо матери у всех женщин, что встречаются ему. Эта метафора также и о том, что пока не прожит Эдипов комплекс - у мужчины отношения с другими женщинами всегда будут складываться под копирку отношений с матерью. У женщин аналогично должен быть прожит комплекс Электры. Можно сказать, что у героя психотический уровень организации личности и есть паранойя. Он судорожно прячет свой дневник с каракулями, носит четыре рубашки под пиджаком, очень плохо чувствует свое тело. Словно вообще сомневается в реальности своего существования. Ему нужно чтобы что-то давило на него - только так он чувствует что существует. 


В хозяйке дома он снова видит мать-шлюху и снова хочет убить её. Ему удается выкрасть ключи у неё, но на уровне символики он всё равно терпит фиаско. Кроненберг снимает забавный эпизод: хозяйка обыскивает Паука и достает из его штанов все что угодно, но только не ключи. Вроде бы он и вышел победителем, т.к. она его не поймала, но в тоже время, заветного ключа его штанах не обнаружилось. Ночью Паук пробирается в комнату хозяйки. Эта очень богатая комната. Её убранство легко заметить на фоне всего скудного фона других комнат фильма. Это комната любимой матери и она не может быть убогой. В этой комнате красивые обои разных цветов, статуэтки на полках, добротная мебель, шкаф с большим количеством нарядов. Паук приходит в комнату ночью с желанием убить мать, но приблизившись к ней чувствует возбуждение и замирает. Она просыпается и спрашивает его: "Что ты сделал?". Этот вопрос возвращает его в прошлое, где он встречается с воспоминанием об убийстве матери. В этот момент он понимает, что потерял мать и перестаёт видеть её в хозяйке дома. Хозяйку это спасает от смерти. Паука забирают обратно в лечебницу. В машине он уезжает маленьким мальчиком, что я воспринимаю как подсказку о том, что он снова утратил память об убийстве матери также, как это с ним случилось много лет назад. А это значит, что он снова будет пытаться восстановить цепочку событий. Таким образом его паутина становится его могилой, потому что выход из неё один - осознание убийства матери, а это для него невозможно.

Безусловно я описала далеко не все метафоры. На мой взгляд это потрясающие психологическое кино, от просмотра которого я получила массу удовольствия. Я ни разу не отвлеклась и была полностью поглощена сюжетом. Несмотря на скудность интерьеров и темноту кадров фильм необыкновенно объемно снят, есть очень много красивых ракурсов и длинных планов. В очередной раз я оценила творчество Кеннинберга и глубину его познаний в психологии. Надеюсь вам было интересно читать. Если вам есть что сказать о своих впечатлениях, то вы можете написать комментарий к этой заметке.

Комментарии

Вместе с этой страницей также читают:

Мой кризис 30 лет