Путеводитель по метафорам фильма Дэвида Кроненберга "Паук"

Вначале процитирую Фрейда, поскольку большая часть фильма построена именно на этих метафорах: "Мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими, например, как палки, зонты, шесты, деревья. Затем предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т.е. всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером. Также вполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода: водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающими способностью вытягиваться в длину, например, висячими лампами, выдвигающимися карандашами и т.д. Вполне понятное представление об этом органе обусловливает точно так же то, что карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половыми символами.
Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя. Т. е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т.д. Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны".



Однажды вечером мальчик ушёл искать мать, которая пошла за отцом в бар. В тот вечер он застал своих родителей совокупляющимися в сарае на огороде. Так как он идеализировал мать, то его психика не смогла выдержать такой поворот событий. Его идеальная мать не могла так вести себя. Вместо матери он видит в кресле шлюху, которую раньше встречал в баре. Мальчику кажется, что отец разносит матери голову лопатой. Однако это всего лишь символика происходящего с психикой мальчика. Естественно роль агрессора выполняет отец - т.к. это проекция ненависти мальчика. После "смерти" своей матери мальчик приходит лежать на земле огорода (мать-земля) - т.к. для него это единственный способ соединится с матерью.
После того, как его мать стала шлюхой он видит как она с ним холодна. Я склонна считать, что он изначально идеализировал мать. А после случая в сарае увидел истинное отношение матери к нему, несмотря на то, что перестал видеть её истинное лицо. И это тоже очень красивая метафора Кроненберга. Отец пытается поговорить с сыном, выяснить что случилось и почему он так изменился в своём отношении к матери. Т.е. отец все-таки проявляет хоть какую-то заботу о своём сыне.
Однако изначально он очень отстранён и не может передать сыну свой мужской опыт, что вкупе с холодной матерью и служит причиной этой трагедии. После разговора с отцом Паук начинает путаться в своих мыслях, т.к. отец говорит что убийства нет, а Паук верит что оно было. Он пытается восстановить события и связи с помощью плетения паутины из веревок. Позже он это делает и в общежитии для душевнобольных. Но ему сложно связать реальность и своё воображение. Он так живет, что не видит в них отличий. И все его попытки наладить эту связь остаются тщетными будь то веревка, или пазл, или дневник, в который он старательно записывает каракули. Он видит только то, что он видит и не может справится со своей внутренней реальностью, которая искажает внешнюю.
Постепенно мальчик пропитывается ненавистью к отцу и новой матери-шлюхе, ведь именно они погубили его идеальную мать. Он продумывает хитрый план убийства своей новой матери. Обнаружив её мертвой - Паук видит, что на самом деле убил свою реальную мать. Это осознание настолько для него шокирующее, что он он тут же теряет его. Одновременно это точка является и концом и началом истории. Паук плетёт логическую паутину, восстанавливает события, чтобы понять что он сделал. Но каждый раз когда находит ответ - теряет связь с реальностью, т.к. для него не переносимо осознание убийства матери.
Параллельно с событиями прошлого Паук проживает события настоящего. Он потерял объект своей привязанности, но не был готов с ним расстаться, поэтому он видит лицо матери у всех женщин, что встречаются ему. Эта метафора также и о том, что пока не прожит Эдипов комплекс - у мужчины отношения с другими женщинами всегда будут складываться под копирку отношений с матерью. У женщин аналогично должен быть прожит комплекс Электры. Можно сказать, что у героя психотический уровень организации личности и есть паранойя. Он судорожно прячет свой дневник с каракулями, носит четыре рубашки под пиджаком, очень плохо чувствует свое тело. Словно вообще сомневается в реальности своего существования. Ему нужно чтобы что-то давило на него - только так он чувствует что существует.

Безусловно я описала далеко не все метафоры. На мой взгляд это потрясающие психологическое кино, от просмотра которого я получила массу удовольствия. Я ни разу не отвлеклась и была полностью поглощена сюжетом. Несмотря на скудность интерьеров и темноту кадров фильм необыкновенно объемно снят, есть очень много красивых ракурсов и длинных планов. В очередной раз я оценила творчество Кеннинберга и глубину его познаний в психологии. Надеюсь вам было интересно читать. Если вам есть что сказать о своих впечатлениях, то вы можете написать комментарий к этой заметке.
Комментарии
Отправка комментария