Психологический разбор фильма "Фотоувеличение"

«Фотоувеличение» зацепило меня двумя моментами: необыкновенной красотой каждого кадра и трансформационной историей главного героя. Начну с эстетики – просмотр этого фильма истинное удовольствие для визуальных гурманов. Композиция в каждом кадре выстроена настолько эстетически идеально, что невольно хочется остановить фильм и сохранить кадр. В своем интервью об этом фильме Антониони говорит, что ему пришлось перекрашивать деревья, улицы, дома и даже достраивать дома, чтобы Лондон стал больше похож на Лондон. Также перекрашиванию подверглась машина главного героя, которая была специально пригнана для съемок, и трава в парке – она была по мнению Антониони недостаточно зеленой. Антониони свойственно с помощью цвета создавать и изменять реальность. Например, в фильме «Красная пустыня» перекрашен практически весь пейзаж. В «Фотоувеличении» Антониони тоже играет с цветами: картинка реальности, в которой живет главный герой - яркая, насыщенная и контрасная, но все фотографии черно-белые.

Если говорить о психологической истории «Фотоувеличения», то для меня это история о поиске и обретении себя. Главный герой – знаменитый модный фотограф живет жизнью без границ. У него нет какого-то конкретного плана, он словно плывёт по жизни откликаясь на то, что ему предлагают или на то, что его увлекает. Складывается ощущение, что его как некой отдельной личности не существует. Он постоянно сливается с различными фигурами мира, хаотичен и непоследователен. Один только момент того как он выбирает еду ярко говорит говорит об этом: фотограф оказывается в кафе, потому что там назначил встречу его друг, заказывает еду из того, что проносит мимо него официант, и тут же забывает об этом заказе, так как увлекается случайным прохожим на улице и убегает за ним.

Возможно, внешне главный герой воспринимается как отдельная личность – знаменитый фотограф, к которому выстраивается очередь на фотосъемку и который настолько строг, что все его требования выполнятся беспрекословно, однако внутри него царит постоянный хаос. На мой взгляд Антониони очень хорошо удалось передать состояние, описанное в рассказе Кортасара «Слюни Дьявола», по мотивам которого снят этот фильм. Я предполагаю, что именно это состояние внутренней разделённости и невозможность нащупать себя в этом мире (где я, где она, где мы), зацепило Антониони, сделав его одержимым идеей снять фильм.

Отсутствие своего внутреннего ядра не даёт фотографу возможности быть последовательным в своих желаниях или поступках. И он отчаянно пытается найти это ядро во вне. Он искренне увлечен настоящими переживаниями других людей, их настоящими жизнями – у меня сложилось ощущение, что он фотографирует для того, чтобы соприкоснуться с тем, что он не успевает или не умеет чувствовать в своей жизни. В течение всего фильма Антониони не показывает зрителю модных снимков, сделанных фотографом. На снимках, которые проявляются в фильме видны только реальные люди и с их реальными историями: нищие из ночлежки, пара в парке, прохожие на улице. Фотографа увлекает жизнь реальных людей с полным спектром переживаний, которых лишены красавицы-модели.

Одной из таких историй, которая становится центральной для фильма и трансформационной для главного героя, является история пары, случайно замеченной им в безмятежном английском саду: взрослой женщины и немолодого мужчины. Женщина играет с мужчиной, то отдаляясь, то приближаясь к нему. Эта соблазнительная игра завораживает фотографа, и он начинает ловить их эмоции на камеру. Женщина замечает это и требует вернуть плёнку, а фотограф отказывается, убегает и продолжает снимать то, как она бежит за ним, как она злится на него. Когда они возвращаются в парк мужчины уже нет, и женщина поспешно уходит искать его. С этого момента фотограф становится одержимым проявкой этой пленки, скорее спешит в студию, чтобы рассмотреть своё сокровище. Однако в студии его снова находит женщина из парка, и пытается получить плёнку, одновременно соблазняя его. Пожалуй, впервые за весь фильм у главного героя просыпается искренний интерес к женщине. У главного героя так и не случилось сексуальной близости с этой женщиной, их прервал звонок в дверь, а затем она покинула его получив «оригинал» плёнки. И видимо поэтому его бессознательное дальше разворачивает всю эту историю как метафору о матери и об отце.

Проявив плёнку, он выбирает самые лучше снимки и распечатывает их в большом размере, вешает на стены и долго смотрит. К тому времени его сознание уже изрядно расслаблено алкоголем и легкими наркотиками, защитные функции сняты и его бессознательное начинает достраивать на реальных снимках ту реальность, которой ему не хватает для того, чтобы сепарироваться. Фотограф не верит своим глазам - мир для него слишком хаотичен, но он верит объективу своей камеры. Чем больше он смотрит на снимки, тем больше нового замечает. Он продолжает увеличивать фотографии и видит преступника с пистолетом, который угрожает мужчине.

Его наблюдения прерывают две девушки, приходившие к нему утром с надеждой на модные фотоснимки. И если утром у него не было к ним никакого интереса, то после встречи с «матерью» в нём просыпается подростковая сексуальность. Этот секс втроём больше похож на игру, и все же это уже кое-что по сравнению с отсутствием сексуального влечения к красавице-модели в начале фильма.

После ухода девушек он увеличивает уже увеличенное, снова фотографирует ранее увеличенный и подсвеченный снимок и обнаруживает очертания трупа мужчины. Выражение blow-up, использованное режиссером в качестве названия фильма, в дословном переводе означает - раздувать. Интересно, что во время сцен в парке шумит сильный ветер, этот же ветер шумит за кадром, когда фотограф всматривается в снимки. Интересно обнаружить эту игру слов и звуков, в которую предлагает сыграть Антониони.

Обнаружив труп, фотограф стремится в парк, чтобы найти подтверждение тому, что увидел и действительно находит труп. Для меня было странно то, что у этого трупа нет ни следа от пулевого ранения и на лице его нет ни морщинки, выражающей страдания умирающего. Труп выглядит точно также как мужчина при жизни, только не шевелится.

Когда фотограф возвращается домой, то он обнаруживает что исчезли все развешенные по студии фотографии из парка и негативы. Он приходит в отчаяние от того, что обрел нечто уникальное, известное только ему и сразу же потерял это. В ужасе он едет к своему другу, пытается найти его в клубах и барах, чтобы разделить свои переживания – слиться с кем-то привычным ему способом. Друга в клубе он не находит, но попадает на концерт, где все стоят как вкопанные за исключением группы, которая выступает. Фотограф присоединяется к толпе и сливается с ней. Когда гитарист начинает ломать гитару и выбрасывать обломки в зал, толпа звереет. Главному герою сказочно везет – в его руках самый большой обломок – гитарный гриф. Он прижимает его к себе и выбегает из клуба. Ему кажется вот наконец он обрел что-то важное, то что сможет заменить его потерю. Как только он понимает, что за ним никто не гонится, то начинает рассматривать свою находку и уже не видит в ней ничего ценного для себя. В разочаровании он бросает её на землю. Случайные прохожие рассматривают этот обломок и тоже оставляют его на улице. В этот момент главный герой проживает опыт того, что ценным является только то, что выбрано ценным изнутри. А навязанные ценности из вне как правило недолговечны.

Фотограф находит своего друга на закрытой вечеринке, пытается до нести до него все произошедшее с ним сегодня ночью, но друг не поддерживает его. Тогда фотограф остается один на один своими переживаниям и принимает это одиночество. Утром он возвращается на место преступления с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть свою находку – но трупа уже нет. 

Это тот момент, за который некоторые зрители упрекают Антониони в отсутствии детективной развязки: претензия на детектив была, а финала нет. На мой взгляд фишка в том, что детектива и не было. Почему я так в этом уверена? Помните в начале фильма художника, который рисовал картины и позже видел в них смысл? Подруга этого художника видит последний переснятый увеличенный снимок трупа и говорит: «Это так похоже на картины». Эта фраза является подтверждением того, что всё увиденное фотографом на снимках - его бессознательные фантазии, наложенные на реальность, в которую он верит. 

В этой части фильма бессознательное героя проигрывает за несколько минут то, что проживают несколько лет в семье: и влечение к матери, и ненависть к отцу, и недоступность матери, и невозможность встать на место отца. Пара из парка бесследно исчезает из его жизни также как и фотографии, сделанные им. Он вынужден отпустить эту историю и жить дальше. Это то, что называется очищающим страданием. 

Выходя в разочаровании и опустошении из парка, фотограф встречает мимов. Пара из них – мужчина и женщина - играют на корте в воображаемый теннис. Их движения в точности соответствуют траектории движений воображаемого мяча. Вдруг мяч выпадает за пределы корта, чуть-чуть позади фотографа. Мимы жестами просят его подать мяч. Он сначала немного сомневается, но затем находит мяч и бросает на корт. С того момента в кадре больше нет корта и мимов, но отчетливо слышен звук стучащего о землю мяча. Фотограф сначала следит за ним глазами, а затем его взгляд останавливается где-то внутри него самого и он исчезает с полянки парка, словно растворяется в пространстве.

Несуществующий мяч, который фотограф смог обнаружить и вернуть в пару – словно инициация во взрослую жизнь. Ему стала доступна связь, которая существует в отношениях между мужчиной и женщиной. Мяч – символ этой связи. Отношения в паре – как игра в теннис – партнеры должны видеть друг друга и подавать мяч друг другу. Не так уж и важно воображаемый это мяч или нет - важно, чтобы партнеры по игре были заодно. Если они не видят друг друга, если между ними нет контакта, то любая игра будет невозможна – как невозможны и отношения. Фотограф знает, что у него должна быть своя игра – перестает наблюдать за ними и обращается внутрь себя. Исчезновение фотографа из яркого мира – как метафора его сепарации с этим миром. Он перестает находится в слиянии со всем подряд и обретает свою целостность. Его собственный внутренний мир становится для него более ценным, чем то, что его окружает. Он наконец-то обретает свое глубинное ядро.

Этот фильм ещё об одиночестве и несвободе. Пока человек не знает кто он на самом деле, пока он не обрёл внутреннюю целостность - он не может определить тех людей, которые близки ему. Так же и со свободой, пока нет внутренних ориентиров - человек обречен плыть по течению жизни не имея возможности выбирать что ему нужно, а что нет.

Интересно, что практически все, кто принял участие в этом фильме или имел к нему отношение получили путевку в жизнь – стали довольно успешными людьми. Словно обрели свою целостность и встали на свой уникальный жизненный путь. Может быть это всего лишь моя фантазия, но не могу не отметить этого совпадения обретения целостности героем - начала его новой жизни, и происходящим в поле после выхода этого фильма.

В заключении я выражаю огромную благодарность организаторам и участникам "Психоаналитического киноклуба на Чистых прудах" за знакомство с творчеством Антониони и интеллектуальную беседу, которая послужила основой для этой статьи.

Комментарии

Вместе с этой страницей также читают:

Мой кризис 30 лет