Дом, который построил Джек

Психоаналитическое эссе 
о фильме Ларса Фон Триера 
"Дом, который построил Джек"

Сегодня я одета в настолько теплое платье, что при минут пяти на улице хожу в осеннем пальто. Несмотря на это, к концу трехчасового фильма я мерзну так, будто сама оказалась в этом холодном доме, который построил Джек. И тогда я думаю о том, от чего именно такой дом ему удался? Ведь Джек имел и средства и знания для того, чтобы построить дом абсолютно из любого материала. Джеку действительно удалось построить дом "из чего угодно", но почему настоящий дом, пригодный для жизни, он так и не смог закончить? 

Что Джек рассказывал нам о своих родителях? То, что мать говорила ему "нужно быть инженером, чтобы жить в достатке". То, что отец работал на ферме. И то, что от родителей ему досталось наследство, которое позволило ему купить участок и начать строить дом - наконец стать архитектором, как он об этом мечтал. 

Дом - это и метафора личности Джека, и метафора его отношений с женщинами. Также как он не может построить дом, также он не может создать отношения, завести семью. Создавая макет дома из картона, Джек помещает в дом свою крошечную фигурку. Результат ему нравится. Но каждый раз когда Джек строит настоящий дом, то не может завершить строительство и разрушает начатое. После этого Джек ломает и построенный макет, считая его непригодным. Эти действия Джека наводят на мысль о том, будто бы у него есть фантазия об отношениях с женщиной, но в реальности - создать их ему не удается.  

История Джека начинается с убийства женщин. Похоже, что первое убийство было совершено от бессилия, второе из любопытства, третье в азарте, четвертое от презрения, пятое из гордости, шестое из страсти. Будто бы Джек исследует женскую природу, доступа к которой у него раньше не было. Интересно какой для него была мать? Холодной и требовательной? Недоступной и при этом возбуждающей, соблазняющей? Ответа в фильме нет. Можно только судить по словам Джека о ней в начале, и по его поведению с шестой жертвой - Глупышкой. 

Глупышка - последняя жертва, которую мы видим в фильме и единственная женщина, с которой у Джека были, хоть и не продолжительные, но все же отношения. Гипотезу о невозможности быть в отношениях подтверждает потребность Джека, находясь с ней в одной квартире, говорить по игрушечному телефону и оставаться в разных комнатах. Джеку важно не столько её присутствие, сколько возможность слышать её голос в трубке и видеть красный провод, который связывает их, будто бы для него поверить в отношения без пуповины невозможно.  Он тянет её к себе за этот красный провод, и только после этого может к ней приблизиться. Именно у этой женщины Джек отрезает грудь и потом использует её в качестве кошелька. Что это - способ присвоить себе частичный объект, которым осталась для него мать? Месть матери за функциональные отношения, которая только кормила его, но не дала ему достаточно материнской любви и ласки? Поэтому и он использует женскую грудь, созданную для ласки и удовольствия, только в качестве функции - хранения денег, которые были так важны для его матери и на которые можно купить еду? 

В отношениях с Глупышкой Джек притворяется хромым. И этот аспект плавно переводит фокус внимания на отношения Джека с отцом, также как и в фильме фокус переводится на мужские фигуры - жертвами Джека становятся мужчины. Почему Джек прикинулся хромым, чтобы соблазнить Глупышку? Джек должен был быть чуть-чуть слабее женщины чтобы быть с ней отношениях - также как и его отец?  

На протяжении всего фильма Джек посягает на роль архитектора, роль Творца, роль Бога - роль Отца. Убивая людей, управляя их жизнями, и оставаясь безнаказанным - он символически торжествует над отцовской фигурой - также как и тогда, когда став инженером торжествовал над своим отцом-фермером. Торжество Джека длится недолго. Он и сам говорит об этом, когда рассказывает о тени, которая настигает его каждый раз, когда он оказывается под фонарем. 

Тень - часть личности Джека, от которой он стремится избавиться. Она напоминает ему о том, что ему никогда не стать Творцом, ведь несмотря на сложность профессии инженера Джек так и не знает как заставить "поле дышать" так, как это делает отец-фермер. Если вновь обратиться к метафорам, то можно легко проследить связь между матерью-землей и отцом-фермером, который возделывает почву, чтобы получить урожай. Джеку это знание недоступно, о чем ему говорит Вердж на пути в ад. Джека это угнетает и заставляет вновь и вновь посягать на власть отца, уничтожая его творения. Последние жертвы Джека - мужчины, связанные в унизительной позе, недостойные того, чтобы тратить на них больше одного патрона.

Как и сын не может родить себя сам, так и Джек никогда не сможет утвердиться в своем превосходстве. Джек пытается не победить, а проиграть отцу - чтобы занять свое место семейной системе. Но Джек всем безразличен - своему отцу, полицейским, соседям жертвы, которую он заставляет кричать несколько раз, но никто, совсем никто, не приходит ей на помощь. Поэтому отсутствие наказания разочаровывает Джека. Каждый раз, с самого детства совершая плохие поступки, Джек надеется, что его найдут и накажут, но этого не происходит. О чем говорит это разочарование? О том ли, что отец не проявлял должного участия в жизни Джека и Джек пытался привлечь его внимание таким способом? О том ли, что Джек нуждался в его наставлениях, как в законе, который стал бы частью структуры его личности, на которой он бы смог построить свой дом и свои отношения? Можно ли тогда сказать, что последний выбор Джека - попытка победить сатану - была для его личности спасением? Проиграв сатане Джек встретился с нерушим законом и занял, принадлежащее ему, место сына в семейной иерархии.

На протяжении жизни вместо закона отца структуру личности Джека поддерживало обсессивно-компульсивное расстройство. Если исходить из того, что мы знаем со слов Джека, то убийства начинаются одновременно с тем, как Джек начал строить дом, на деньги полученные от родителей. Следовательно, можно предположить, что потеря последнего родителя (если только они не умерли вместе в один день) стала потерей объекта, что в свою очередь привело к обвалу первой "несущей стены" его личности. С одной стороны Джек торжествует, ведь теперь он принадлежит сам себе и может жить как пожелает, быть кем пожелает - стоить любой дом, который пожелает,  - ведь у него есть и деньги, и время. Но так как у Джека нет достаточно хорошего внутреннего объекта, то и дом Джек построить не может - не может занять свое место в жизни, не может создать собственную семью.  

Можно ли предположить, что последней умерла именно мать Джека? Именно с момента получения наследства Джек начинает интересоваться женщинами и убийства начинаются именно с женщиной. Также слова Джека о наследстве и его рассказ о матери, выбравшей ему профессию инженера, - звучат в одном и том же эпизоде. Похоже, что отец был всегда отсутствующим, поэтому его смерть не смогла бы причинить такого сильного разрушения и запустить цепочку убийств.

С потерей матери - значимого внешнего объекта, и по мере эволюции Джека в качестве убийцы,  рушится ОКР - последняя структура, которая удерживала психику Джека в равновесии. Постоянные убийства становятся тем, что поддерживает его личностную структуру - его особым материалом. Одев красный халат с капюшоном, Джек идентифицируется с ролью палача. Вот он кто на самом деле - палач, а не инженер и не архитектор. Джек возводит свой дом - холодный, жуткий, пригодный только для смерти - также как и его строитель, способный только убивать.

Комментарии

Вместе с этой страницей также читают:

14 способов признаться в любви себе